Проект
Развитие у дошкольников представлений о малой Родине
посредством ознакомления с родным краем.
Общие положения
В
дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и
привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание
трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей
любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём
поселке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к
своей малой Родине - месту, где человек родился.
Актуальность
опыта
Малая Родина...
У каждого человека она своя,
но для всех
является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать — всё.
В
настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема
становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания
основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное
отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно
должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека -
дошкольного образования.
Дошкольный
возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные
возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного
отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой
в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми
социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие
интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому
и настоящему родной страны, родного края.
Наравне
с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота
гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об
истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса
к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные
культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для
дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного
отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни
родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном
образовательном учреждении.
Решаются
следующие проблемы:
-
создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию
гражданина, патриота;
-
разработка перспективного тематического плана по реализации системы работы;
-
тесная связь с семьей.
Цель
-осуществление комплексного подхода к воспитанию в
духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного
поселка, местным
достопримечательностям, воспитание любви и
привязанности к родному краю.
Задачи
-создать условия для восприятия сведений об
историческом прошлом и
культурном облике родного края;
-осуществлять ознакомление дошкольников с
историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием
родного края;
-развивать бережное отношение к поселку, его
достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
-развивать связную речь детей; обогащать и
активизировать словарь детей, учить
свободно мыслить, фантазировать;
-воспитывать чувство гордости за своих земляков,
эмоционально-ценностное
отношение к краю
Участники
Дети старшей и подготовительной группы
Проект предусматривает активное участие родителей,
детей и воспитателей.
Сроки
реализации
Долгосрочный
Принципы
При
выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным
поселком положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического
порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое
(давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью собран и оформлен
материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном
культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку
зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного
партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к
семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого
ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке с учётом возраста,
накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интеграции.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй,
детской библиотекой, и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с
учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с
историко-культурными особенностями Брасовского района